Как научиться игре в шахматы: основные термины, популярные комбинации, ценность фигур

Что нужно знать

Обучение шахматам основано на 3 принципах:

  • изучение теории и правил;
  • понимать цель игры и способы ее достижения;
  • регулярные практические занятия.

Суть игры

В шахматы играют 2 человека: один белыми фигурами, другой черными. Цель игры — уничтожить фигуры противника, перемещая их по доске, добраться до короля противника и поставить ему мат.

два человека играют в шахматы
Шахматы развивают логику.

Игрок, который первым атакует основную фигуру противника, не допуская ее попадания в свободную ячейку, выигрывает игру. В результате проигрывает игрок, король которого поставил мат.

Если никто не может поставить мат чужому королю, шахматная партия заканчивается вничью.

Основные термины

В шахматах есть особые термины для описания ситуации или действия на доске. Основные из них:

  1. Легкие и тяжелые фигуры. Конь и Слон легкие, их стараются ввести в игру с первых же ходов. Ферзь и ладья считаются тяжелыми, если они начинают атаковать во второй половине игры. При этом, находясь на одной линии, они защищают друг друга.
  2. Дебют, который является начальным этапом игры. Дальнейшая стратегия группы зависит от того, как игрок входит в эту фазу. Задача открывающего игрока — как можно быстрее распределить свои фигуры по полю и захватить пешками центр, не давая сопернику совершить аналогичные действия. Классический дебют — ход пешки с E2 на E4 — помимо контроля над центром, открывает путь ферзю и слону.
  3. В середине игры или в середине игры. Здесь игроки пытаются уничтожить пешки соперника, сохраняя при этом свою пешечную структуру. Ваши пешки должны занимать центр доски сплошной линией, а пришельцы должны быть изолированы друг от друга или занимать двойную позицию. Кроме того, такое положение пешек позволяет их второстепенным фигурам спокойно находиться перед пешками, так как пешки соперника не имеют возможности атаковать их.
  4. Эндшпиль, или финальная часть игры, в которой на доске остается несколько фигур. Тяжелые фигуры и уцелевшие пешки борются за победу.
  5. Размен фишек — это ситуация, при которой игроки в результате взаимной атаки отнимают фишку соперника, за исключением короля. Равный обмен получается при потере одинаковых фигур. Они также меняют слона на коня, коня или слона на 3 пешки, ладью на слона и 2 пешки, ферзя на 2 ладьи.
  6. Рокировка — это маневр, при котором меняются местами король и ладья. Поскольку основная битва происходит в центральной части поля, король находится в безопасном углу, а башня быстрее вводится в бой.

    Вы не можете рокироваться, если король или ладья уже сделали ход или если произошел шах.

  7. Шах представляет собой угрозу королю в результате преднамеренной атаки фигур противника. Чтобы защитить себя, у короля есть варианты действий: перейти в соседнюю клетку, закрыть другую фигуру и взять атакующую фигуру.
  8. Мат — это ситуация, завершающая игру. Подобно контролю, только королю нет выхода.
  9. Пат — это положение в конце игры, когда игроку, имеющему право на ход, некуда переместить фигуру, не подвергая ее риску соперника. Однако его король не подвергся нападению. Эта ситуация означает, что игра закончилась вничью.
  10. Шахматная стратегия — это принцип игры, который включает в себя разработку и реализацию плана по захвату позиции соперника. Он состоит из постоянного анализа и оценки игры соперника, расчета возможных вариантов ее развития, быстрой корректировки дальнейших действий. Продуманная стратегия позволяет создавать противнику максимальные трудности, удачно размещать свои фигуры в центре доски, захватывать открытые и полуоткрытые линии поля с небольшими потерями.
  11. Разделительная линия — это условная граница игровых зон, расположенных между четвертой и пятой позициями на табло. Когда фигуры выходят за эту линию, необходимо внимательно следить за потенциальными угрозами атак со стороны соперника.
  12. Шахматная нотация — это система символов, соответствующих цифрам и буквам, указанным на доске. Помогите написать партию, прочитать и понять шахматные книги.

shahmati_pat
Пат в шахматах.

Ценность используемых фигур

В шахматах 6 типов фигур. У каждого из них есть свое название, цель, относительное значение, направление движения и атаки:

  1. Король бесценен на протяжении всей игры. Он — ключевая фигура в игре, но и самая слабая. Король переходит в любую свободную клетку рядом с ним. Он бьет противника, находящегося в соседней клетке. Беззащитный король часто умирает в середине игры, поэтому для завершения игры рокировку следует производить после того, как были введены в игру второстепенные фигуры.
  2. Ферзь или ферзь — самая сильная фигура и приносит 9 очков. Он может ходить и атаковать в разных направлениях одним шагом, несколькими клетками или до конца поля.
  3. Ладья — следующая по значимости шахматная фигура, стоящая 5 очков. Он может двигаться и бить врага так же, как и ферзь, за исключением диагональных направлений. Чтобы повысить ценность башни, в ней должны быть открытые линии.
  4. Слон или офицер получает 3 балла, движется и атакует по своей диагонали с любым количеством шагов. Два слона игрока не пересекаются, так как один движется по белой диагонали, а другой — по черной.
  5. Рыцарь получает 3 очка, ходит и бьет буквой G. Перепрыгивайте все фигуры, которые находятся на пути, и меняйте цвет поля. Его выгоднее разместить в центре доски, где у него больше свободы передвижения, чем у края. Если у коня есть шанс атаковать одну из двух фигур соперника, то такая ситуация называется «вилкой».
  6. Пешка как базовая единица стоит 1 очко, она перемещается только на один шаг вперед, но в начале хода она может перепрыгнуть через квадрат. Ценность пешки в том, что она блокирует сильные фигуры, а пешка, пересекшая все поле и достигшая последнего ряда, превращается в любую легкую или тяжелую фигуру. Теоретически на доске могут одновременно играть, например, 9 ферзей: одна оригинальная и 8 преобразованных из пешек.

Очки, начисленные фигурам, не влияют на исход игры. Они помогают принять решение о взятии чужой фигуры, сделать ли другой ход или поменяться местами.

Фигура слона.
Шахматный слон.

Цель и этапы

Цель игры — выиграть игру, поставив мат королю противника. Каждый игрок пытается сделать это первым, попутно защищая своего короля.

Шахматная партия состоит из трех этапов:

1. Дебют, или ранний этап. Прямо сейчас противники мобилизуют свои силы, готовясь к атаке. Лучший способ начать игру в шахматы — переместить центральную пешку на одно или два поля. Это первый шаг к получению контроля над центром игрового поля.

2. Средняя игра, или основная часть игры. Он состоит из борьбы за центр доски, постоянных атак и маневров. На этом этапе игра может закончиться, если одному из противников удастся составить комбинацию.

3. Финал, или заключительный этап. Это происходит, когда на доске остается мало фигур и важность пешек возрастает. Игра заканчивается ничьей или выигрышем.

Описания этапов игры можно найти в руководствах и учебных пособиях. Проемы детально проанализированы.

Во время игры с помощью буквенных знаков, цифр и знаков операций выполняется схематическая регистрация — нотация. Это полезный навык, который нужно приобрести с самого начала обучения. С помощью нотации новичок сможет лучше понять процесс, проанализировать сыгранные игры и ориентироваться во время чтения учебной литературы.

Общие правила

Игроки должны соблюдать установленные правила.

Основные из них:

  • шахматная доска размещается так, чтобы белые клетки находились в левом верхнем и правом нижнем углах;
  • белые фигуры размещаются на первом и втором местах, черные — на седьмом и восьмом;
  • игрок, получивший белые фигуры, начинает игру;
  • игроки по очереди;
  • 1 фигура перемещается за 1 ход;
  • если шахматист касается своей фигуры, то он обязан сделать ею ход;
  • фишку соперника касаются только при твердом намерении ее отобрать;
  • если нужно подкорректировать фигуру, следует сначала заявить об этом вслух;
  • необходимо контролировать время для размышлений;
  • перед началом игры убедитесь, что черные и белые королевы смотрят друг на друга.

На доске 64 ячейки, одна половина из которых белая, а другая половина — черная. Все поле разделено на зоны:

  • 8 горизонтальных и 8 вертикальных полос;
  • черные и белые главные диагонали;
  • 6 белых и 6 черных диагоналей;
  • большой центр, расположенный на пересечении 4-х горизонтальных полей и 4-х центральных вертикалей;
  • центр доски — это пересечение 2 горизонтальных и 2 центральных вертикальных полос.

Расположение фигур на поле

Тем, кто начинает свои шахматные познания с нуля, перед игрой следует изучить порядок расстановки фигур:

  • в первом ряду от игрока — ладья, конь, слон, король и ферзь, слон, конь, ладья;
  • второй ряд занимают 8 пешеходов.

Ферзь всегда находится на клетке своего цвета, поэтому король получает место на доске в зависимости от него.

Тонкости нападения

лучше всего начать воспроизводить проемы с ячеек E4 и D4. В этом случае сразу создаются открытые позиции для сильных фигур и рокировки. Королю нужна защита от пешек, поэтому вывести все пешки в атаку невозможно.

игра в шахматы
лучше всего начать с ячеек E4 и D4, затем открываются проходы для сильных фигур.

В игре вы должны избегать удвоения или построения ваших фигур. В таких позициях они становятся отличными целями для атаки. Пешеходам лучше идти один за другим, чтобы каждый защищал того, кто впереди него.

Чтобы уничтожить фигуры противника, рекомендуется выбирать слабые, то есть те, которые не защищены другими его фигурами.

Для продвижения вперед требуются ячейки, не занятые противником. Вы можете освободить их, отбив фишку противника и поставив свою на место. При этом обязательно проверять центр доски, добавлять в битву новых участников для нападения на чужого короля, не сдавать свои фигуры по безрассудству или случайно.

Не всегда обязательно попадать в цель прямой атакой. Вы должны применить шахматную стратегию. На практике это означает просчет событий хотя бы на пару шагов вперед, предвидение действий противника, его возможных ходов. Однако важно помнить, что есть предсказуемые люди и те, кто действует импульсивно. Умение правильно определять последствия того или иного шага и реакцию противника приходит с регулярной практикой.

Ход пешкой по диагонали

Пешка — единственная фигура в шахматах, которая движется и атакует разными путями.

Он движется вперед только по свободным ячейкам. Если впереди фигура, пешка не может двигаться дальше. Часто возникают ситуации, когда чужие пешеходы толкаются друг против друга и остаются стоять до тех пор, пока некоторые из них не будут убиты сильным противником.

Как атакует пешка.
Нападение пешеходов.

Пешка атакует по диагонали влево или вправо на 1 поле. При атаке иногда используется маневр «поймать пешку на пасе». Суть его в следующем:

  • пешка находится на 2-м ряду, а на 4-й линии находятся пешки соперника, контролирующие 3-ю линию;
  • белая пешка, имеющая право перелезть через дом, пересекает «сломанный дом» и становится рядом с чужой пешкой;
  • противник бьет его на 4 линиях, но ставит пешку на ранее атакованное 3-линейное поле.

Шахматы: правила для начинающих детей

Первый урок следует за знанием цифр. Ребенку необходимо запомнить свои имена. Может, он хочет поиграть шахматными фигурами по своему вкусу. Пусть он это сделает. Если ваш ребенок любит фантазировать, то вы можете придумать сказку о шахматной стране.

Во втором уроке рассказывайте ребенку, что каждая фигура имеет свою позицию на доске и что фигуры перемещаются в соответствии с определенными правилами:

правила шахмат для начинающих

Пешка делает только один шаг вперед по доске и съедает фигуру соперника по диагонали. Также пешка превращается в любую фигуру, если ей удается достичь противоположного края доски.

шахматы, как движутся фигуры для детей

Однако король также может сделать шаг в любом направлении.

правила шахмат для начинающих

Королева — самая могущественная во всей игре. Он движется прямо, вбок и по диагонали.

правила шахмат для начинающих

У лошади необычный ход: она пропускает оставшиеся фигуры двух квадратов и одну в сторону. Его ход похож на букву «G».

правила шахмат для начинающих

Слон перемещается по диагонали на необходимое количество клеток.

Ладья вперед или в сторону.

Шахматные правила для начинающих

Все фигурки удаляются с доски, и короля нельзя есть. Вы можете только объявить мат.

Шахматные правила для начинающих

Каждому можно посвятить отдельное занятие. Затем покажите, как они работают вместе. Если ребенок устал, на уроке настаивать не стоит. Так можно навсегда отбить интерес к игре.

Не торопитесь, сопровождайте разработку правил различными играми:

  1. замечательный мешочек В непрозрачной сумке-переноске спрячьте все шахматные фигуры одну за другой и попросите ребенка ощупать, какую фигуру вы спрятали наощупь. Для большего эффекта дайте ребенку тоже спрятать фигуры и сами угадывайте, какая шахматная фигура находится в мешочке.
  2. «Найди отличия». Попросите ребенка перечислить все отличия одной формы от другой.
  3. «Чего не хватает.» Положите всех представителей шахматных фигур на стол и, когда ребенок развернется, уберите одну фигуру. Ребенок должен угадать, какую фигурку вы спрятали. Эта игра отлично подходит для развития зрительной памяти.
  4. Лепка шахматных фигур из пластилина или глины.
  5. «Куб». Возьмите один из старых кубиков, нарисуйте каждую из шести шахматных фигур на бумаге и приклейте рисунки к сторонам куба. Или наклеить кубик из ватмана. Бросайте кости по очереди. Метатель должен назвать фигуру, которая упадет на верхний край кубика.
  6. «Угадай» Опишите ребенку шахматную фигуру словами и предложите угадать, что это за фигура. Потом поменяйтесь ролями.
  7. Запрещенная фигура. Поставьте шахматные фигуры в ряд перед ребенком. По вашему желанию ребенок назовет все отображаемые фигурки, кроме «запрещенной», которая выбирается заранее. Вместо названия запрещенной фигуры нужно сказать: «Секрет».
  8. «Поиграем — угадаем». Подумайте о шахматной фигуре для вашего ребенка. Ребенок перечисляет фигурки, чтобы назвать задуманное. Потом поменяйтесь ролями.
  9. «Письмо». Спросите ребенка, названия каких шахматных фигур начинаются с букв K, L, P, C, F.
  10. «Какой муниципалитет?». Возьмите две шахматные фигуры и спросите ребенка: чем они похожи? В чем разница? (Цвет, форма).
  11. Большой и маленький. Поместите перед ребенком шесть разных шахматных фигур, попросите его выбрать самую высокую, дайте ему имя и отложите его. Затем ребенок определит самую высокую из оставшихся фигур и т.д. В конце игры все шахматные фигуры возвращаются на свои места, и начинается новая игра, в которой выбирается самая низкая шахматная фигура.
  12. «Дом шахмат». Постройте небольшой домик из кубиков, в который шахматные фигуры будут входить одна за другой, от самых маленьких до самых больших. Ребенок должен назвать каждого из них.
  13. «Клетчатая репа». Посадите репу. Вокруг нее ребенок строит шахматные фигуры в высоту, объясняя: «Дед — король, бабушка — королева, внучка — слон, насекомое — лошадь, кошка — ладья, мышь — пешка».
  14. «Шахматный мешок». Дидактическую постановочную игру из сказки «Колобок» можно выполнить так: дедушка — король, женщина — королева, заяц — пешка, лиса — рыцарь, волк — слон, медведь — башня и бутерброд — это шар или мяч. Ребенок должен назвать все шахматные фигуры, из которых начинается бутерброд. В конце
    пусть лисица сказок не ест, бутерброд от нее убежит.
  15. «Черное и белое». В беспорядке поместите на стол шесть разных черно-белых шахматных фигур. В начале дидактической игры отложите одну из фигурок, назовите ее и укажите ее цвет, например: «Белая лошадь». Ребенок продолжает игру и выбирает шахматную фигуру другого названия и цвета (это
    состояние), называя ее обязательно, например: «Черная королева». Затем вы представляете новую шахматную фигуру и т.д.
  16. «Школа». Переверните деревянную доску клетками вниз, поместите шахматные фигуры в углубления и скажите ребенку: «Это ваши ученики. Как зовут этого студента? И это? И это?.»
  17. «Цвет». Попросите ребенка поставить все белые или все черные шахматные фигуры в один ряд. Когда ребенок выполняет задание, он меняет роли и, например, ставя белые фигуры рядом друг с другом, «по ошибке» ставит одну или две черные шахматные фигуры на одно и то же место. Ребенок должен заметить вашу ошибку и указать на нее.
  18. «Пирамида». Посоветуйте ребенку поставить на белую башню черную башню, затем снова черно-белую и сверху — белого царя. Спросите своего ребенка, можете ли вы построить пирамиду из других шахматных фигур.
  19. «Догоня» Выберите одну из белых фигур, например ферзя, и имитируйте ее, когда она пересекает стол. После этого предложите ребенку выбрать и назвать черную фигуру и начать погоню за королевой. Пусть ваша «шахматная» фигура не шустро и детская ее догонит. Потом поменяйтесь ролями.
  20. Hide and Seek Спрячьте в комнате несколько шахматных фигур. Ребенку нужно их найти и назвать. В этой дидактической игре, в отличие от других, очень опасно менять роли, так как вы рискуете остаться с неполным набором шахматных фигур.
  21. «Над головой». Назовите шахматную фигуру. Ребенок должен выбрать его и поднять над головой.
  22. «На стуле». Положите одну из шахматных фигур на стул. По разные стороны стула, но на одинаковом расстоянии от него, встаньте с ребенком. Сосчитайте до трех и на трех бегите к стулу. Тот, кто первым берет шахматную фигуру, должен ее назвать.
  23. «Убери то же самое». Все шахматные фигуры стоят или лежат на столе. Поместите одну из фигур в коробку. Попросите ребенка назвать этот предмет и положить такой же в коробку и т.д.
  24. «Комната полна». На стол кладется полный комплект шахматных фигур. Рядом, с полями внизу, стоит открытая деревянная шахматная доска или ящик для шахматных фигур. Предложите ребенку взять одну из шахматных фигур, назвать ее и уложить «спать» в коробку или шахматную доску. Поместите следующую фигуру. И так до тех пор, пока все шахматные фигуры не окажутся в коробке. Впоследствии ребенок закрывает коробку или щелкает по шахматной доске.

Две последние дидактические игры призваны сделать процесс сбора шахматных фигур довольно увлекательным после окончания урока.

На третьем уроке отработайте с ребенком правильное расположение фигур и простейшие шаги каждой фигурки наизусть.

первые уроки шахмат

Как только вы вспомните, где они находятся на доске, вы можете шаг за шагом обучать правилам игры. Маленький шахматист должен понимать основные принципы:

  • Всегда прикрывайте своего короля.
  • Кормить игровых персонажей можно только в том случае, если они принесены в жертву перевороту.
  • Чем слабее фигура, тем она должна быть ближе к центру.
  • Ценность фигур разная: ладья дороже пешки, а король хоть и влиятельный, но беззащитен.
  • желательно первым нейтрализовать ферзя противника.

Чтобы поддержать интерес к игре и улучшить навыки ребенка, учителя шахматной школы дают несколько рекомендаций:

  • Победа в игре будет стимулом, но часто не стоит поддаваться ребенку, иначе он решит, что дальше учиться не стоит.
  • Играйте только тогда, когда у ребенка есть желание.
  • Подготовительным этапом к игре в шахматы может стать урок по шашкам .
  • после игры полезно обсудить ее ход, какие ошибки были допущены и какие действия были успешными.
  • Купите шахматную книгу для детей.
  • надо отмечать успехи ребенка, хвалить удачные ходы.

Научите своих детей играть в шахматы. Надеюсь, что советы, как провести с ребенком первые уроки шахмат, помогут вам увлечь его этой замечательной и очень полезной игрой.


Вы также можете скачать себе замечательную детскую книжку с картинками

Ф. Халас, З. Геци «Приключения в шахматном королевстве». Удачи!

Полезные советы

Чтобы поддержать интерес к игре и улучшить навыки ребенка, учителя шахматной школы дают несколько рекомендаций:

  • Победа в игре будет стимулом, но зачастую крохе не нужно уступать, иначе он решит, что дальше учиться не надо. Но если он все время проигрывает, то быстро теряет интерес к шахматам.
  • лучше играть с определенной периодичностью и продолжительностью занятий.Сначала они должны быть короткими.
  • Интересно также: рисовать и лепить фигурки, смотреть шахматные мультики. Подготовительным этапом к игре в шахматы может стать урок по шашкам.
  • после игры полезно обсудить ее ход, какие ошибки были допущены и какие действия были успешными. Было бы полезно своевременное предложение.
  • надо отмечать успехи ребенка, хвалить нетривиальные решения.
  • Дошкольникам нельзя участвовать в турнирах — поражение может задеть детскую психику.
  • о шахматных фигурах полезно рассказывать сказки. Можно приносить кроху на уроки в кружок или пользоваться компьютерными программами, но лучше, если вы будете учиться у близких. На образ жизни дошкольника больше всего влияет модель поведения родителей.

На заметку! Многие учителя рекомендуют покупать набор с большими деревянными фигурками, покрытыми глянцевой краской — дети от этого в восторге.

Посмотрите, как опытный тренер проводит свои тренировки и на чем акцентирует внимание ученика.

Люди, которые учат ребенка, тоже должны развивать свои навыки и опыт, во-первых, он начнет задавать вопросы, а во-вторых, бывший новичок может вскоре перерасти учителя.

Шаг 1. Найдите доску и познакомьтесь с правилами

Обучение шахматам с нуля начинается с изучения основ. В шахматах шесть разных фигур: король, ферзь, ладья, слон, конь и пешка. Играют два соперника: один белый, другой черный. В каждой по 16 штук. Шахматная доска разделена на равные квадратные ячейки, ее размер 8х8. Вертикальные строки полей обозначаются латинскими буквами от A до H слева направо, горизонтальные строки — числами от 1 до 8 снизу вверх.

Научитесь играть в шахматы с нуля
Источник: unsplash.com/ @mitchazj

Прочтите правила. Чтобы понять, в чем суть, потребуется не более получаса, ведь в шахматы могут играть даже трехлетние. Далее давайте подробнее рассмотрим, как научиться хорошо играть в шахматы.

Правильная расстановка и передвижение фигур

Перед тем, как начать играть в шахматы, нужно правильно расставить фигуры.

Шахматная доска состоит из шестидесяти четырех ячеек (полей), отмеченных цифрами с одной стороны и буквами латинского алфавита с другой. Они используются для обозначения полей и записи обозначений (обозначение шахматных ходов).

Черные и белые фигуры перемещаются по доске. При размещении белые фигуры размещаются по длине доски на квадратах с номерами 1 и 2, черные — на другом крае.

У каждого игрока есть армия из восьми фигур и восьми пешек. Пешки занимают 2-ю строку для белых и 7-ю строку для черных. За ними (ряды 1 и 8 соответственно) фигуры располагаются симметрично от углов к центру: две башни по углам, кони, слоны, прямо по центру — ферзь и король. Королева занимает поле своего цвета, то есть белый — белый квадрат, черный — черный.

Дебютные принципы

Дебют — это самый первый этап игры. Вводить его нужно хорошо, при этом выполняя основные задачи:

  • правильно расставить фишки, чтобы к середине игры они заняли боевые позиции;
  • обеспечить безопасность короля, так как он довольно уязвим в начале игры;
  • избегать поспешных ходов ферзя;
  • отдавать приоритет движению рыцарей над знаменосцами;
  • соединить тяжелые фигуры;
  • противодействовать планам оппонента.

Один из важнейших принципов, без которого невозможно научиться играть в шахматы, — это контроль центра доски. Любая фигура, находящаяся здесь, контролирует наибольшее количество полей. Ферзь, оставаясь в этой области, контролирует почти половину доски и может оказывать давление в случае появления вражеских фигур. Кроме того, важно знакомить пешеходов с этой территорией.

Второй принцип — это развитие фигур, а не солдатиков. Последние передвигаются только по открытым линиям. Например, значение открытия E4 состоит в том, чтобы открыть пути для слона и ферзя, а также контролировать центр. Кроме того, это распространенная ошибка — дважды перемещать одну и ту же фигуру без уважительной причины. Конечно, всегда есть исключения, но это основное правило. Если его проигнорировать, то в будущем противник будет создавать для игрока неприятные угрозы.

Как правильно играть в шахматы. Как начать игру в шахматы Посмотрите это видео на YouTube

Во-первых, король должен обеспечить должный уровень безопасности. Как правило, это делается сидя, поэтому сделать это нужно как можно скорее. Это можно проиллюстрировать на примере открытия под названием «Итальянская вечеринка». После трех ходов игрок должен очистить два поля между королем и ладьей (F1 и G1). Затем на следующем ходу он может спокойно рокироваться. Из-за этого маневра королю вряд ли в ближайшее время угрожают.

Рокировка невозможна в двух случаях: ход, сделанный ранее королем, а также момент, когда был поставлен шах, или когда возникла его угроза.

Третий принцип — слишком рано развернуть ферзя и активно двигать ее. Это связано с тем, что противник может использовать это поведение для развития своих фигур. Даже если вы создаете комфортные условия для взятия фигур соперника, в первую очередь нужно соблюдать основные правила и контролировать центр доски.

Тяжелые фигуры — две башни и королева. Взаимодействуя друг с другом, они ведут сильную совместную игру и, находясь на одной линии, обеспечивают друг другу защиту.

Стремясь реализовать эти принципы, игрок столкнется с сопротивлением врага. При этом необходимо наблюдать и прогнозировать, какие идеи хочет реализовать оппонент, и всячески им противодействовать.

Шаг 2. Найдите преподавателя

Вы можете научиться играть в шахматы самостоятельно, используя книги и видеоуроки, но поначалу будет сложно «прочитать» тактику соперников на доске и разработать свою. Опытный наставник за час объяснит, о чем вы будете думать сами несколько дней.

Где я могу найти учителя?

  • Среди друзей. Шахматы снова набирают популярность. Узнайте, кто из ваших друзей в социальных сетях установил шахматное приложение. Попросите старшего и более опытного друга показать вам, на что он способен.
  • В шахматном клубе. Возможно, на месте встречи людей, влюбленных в эту логическую игру, найдется тренер, который согласится провести вас по основам и научит играть в шахматы.
  • В интернете. Вы можете нанять шахматиста, который будет обучать вас в качестве репетитора по алгебре, или подключите онлайн-курсы‍

В онлайн-школе Foxford есть два шахматных курса, один для начального уровня и один для продвинутого, с 30 уроками и 50 интерактивными заданиями каждый.

Секретами мастерства со студентами делится Алексей Ерофеев, кандидат в мастера спорта по шахматам, обладатель тренерской лицензии Немецкой шахматной федерации «С.

Шахматные курсы не входят в основную учебную программу Foxford Externship, но вы можете добавить их в свое образование.

Методики обучения шахматам

Обучение игре в шахматы — трудоемкий процесс, требующий усидчивости, настойчивости, привычки к самостоятельной учебе и аналитической работе. Следующие методы призваны помочь этому процессу:

  1. Регулярные обучающие и обучающие игры. Желательно найти партнера по шахматам и организовывать с ним регулярные поединки, отрабатывая технику игры. Этот способ будет наиболее эффективным, если противник окажется опытным игроком и сразу сможет показать тонкости и нюансы игры. Полезно анализировать только что сыгранные партии, обмениваться мнениями и впечатлениями об игре с оппонентом, находить ошибки и обсуждать планы по их исправлению.
  2. Решает задачи и публикует шахматные этюды. Игры следует чередовать с решением красивых шахматных комбинаций, почерпнутых из практики профессиональных шахматистов, а также специальными упражнениями. Сначала решаются зарисовки на простые темы, например, как поставить мат в три хода, затем задачи постепенно усложняются. С помощью сборников таких задач и исследований, составленных более опытным шахматистом, можно проработать любой элемент игры.
  3. Анализ своей и чужой части. Каждые 4 партии делается перерыв, чтобы проанализировать, что было сыграно и записано с использованием шахматной нотации в отдельной тетради. Самый оптимальный метод анализа — реконструировать игру на доске по заметкам, исправить свои ошибки, придумать новые шахматные стратегии.
  4. Изучение шахматной литературы. Самостоятельное изучение игры невозможно без чтения качественных учебников и книг по шахматам. Например, книги «Путешествие в царство шахмат» Ю. Авербаха и М. Бейлина, «Шахматы» И. Майзелиса — классика для начинающих шахматистов. Если сложно изучать книги для взрослых, можно освоить азы детских учебников. Правила игры для всех одинаковые.
  5. По возможности стоит взять хотя бы несколько уроков у профессионального тренера по шахматам или записаться в шахматную секцию для детей и взрослых. Кроме того, большое значение для развития практических навыков будет иметь участие в соревнованиях различного уровня и сеансы одновременной игры, проводимые опытными шахматистами.

Шаг 5. Как победить в шахматной партии

Игра в шахматы может закончиться несколькими способами: мат, ничья, подчинение, поражение с течением времени…

Как поставить мат в шахматах

Цель игры — поставить мат королю соперника. На доске мат, когда один из игроков не может защитить себя от шаха, есть три способа защитить себя от шаха:

  • отступить на другой квадрат (но нельзя рокировать!),
  • закрыть от чека другой частью
  • или возьмите фигуру, атаковавшую короля.

Если король не может избежать мата, игра окончена. Обычно король не снимается и не удаляется с доски, игра просто объявляется оконченной.

В случае невнимательности мат может быть достигнут в любой момент игры. Рассмотрим пример самого быстрого мата, который появляется на втором ходу.

Как заинтересовать ребенка игрой

Как известно, запретный плод сладок. Используйте этот принцип следующим образом. Перед тем, как приобщить ребенка к шахматам, периодически вынимайте игру, расставляйте фигуры, вы даже можете играть в разные игры с членом семьи или другом перед ребенком.

На его вопросы и просьбы по игре ответьте, что она для детей постарше и что он обязательно сможет с ней поиграть, но позже, когда вырастет. После этого переместите игру так, чтобы ребенок не мог делать это в одиночку.

Важно! Будьте непреклонны и не отвечайте требованиям детских игр. Помните, что в эти минуты его желание вырастет, и вскоре ваш ребенок начнет мечтать узнать больше о шахматах.

Через некоторое время (от 2 недель до двух месяцев) он торжественно сообщает ребенку, что он уже вырос и готов участвовать в этой большой игре.

Но первое знакомство должно быть непродолжительным (не более 10 минут). Дайте ребенку возможность трогать фишки, доску, задавать себе вопросы, но вам нужно начать изучать правила игры со следующего урока, который тоже должен быть коротким (не более 10-15 минут).

Поэтому ваш ребенок с нетерпением ждет первых познаний в шахматах и ​​каждого последующего урока. Помните, что все люди и особенно дети ценят то, чего не хватает.

Также можно заинтересовать ребенка, посмотрев мультик о шахматах, например «Фиксики».

Правила хода каждой фигуры в шахматах

Теперь поговорим с вами о том, как движутся фигуры. Это, наверное, самое главное в шахматах. Если вы не знакомы с шахматной системой обозначений игры, то вам действительно нужно знать на 100%, как движутся фигуры%.

Многие до сих пор играют в шахматы и не знают элементарных правил, таких как, например, пешка не отъедает и не ловит пешку на пасе.

Чтобы вы знали, как движутся шахматные фигуры, мы предлагаем вам прочитать эту серию статей, которые мы подготовили для вас. Здесь все написано для каждой цифры от А до Я понятным и простым языком.

В дополнение к тому факту, что теперь вы знаете, как движутся фигуры, вы также должны знать следующее:

  • Короли на шахматной доске не могут сидеть рядом друг с другом в своей заднице. Между ними должно быть пространство не менее 1 клетки.
  • Шахматного короля нельзя есть
  • Если игра ведется правильно, применяется правило: «Если вы берете фишку, переходите к ней»
  • Игрок, имеющий право на ход, может предложить ничью в любое время, даже после того, как он сделал ход. Противник может принять ничью только перед тем, как сойти с дистанции.

То есть после ответного хода, после которого он вдруг понимает, что допустил ошибку, не может принять ничью.

Вернемся к нашим проверкам, мату и тупику. Поскольку теперь вы знаете, как движутся шахматные фигуры, вы можете показать себе с помощью картинок с комментариями, как выглядят шах, двойной шах, мат и стойло.

Рассмотрим примеры того, как пешка, ладья, слон, конь или ферзь ставят под шах короля.

Пример чека с ферзем:

Королева нападает на короля. Королю некуда двигаться, потому что поле g8 перебито белым слоном на c4. Но черный рыцарь может встать на пути королевы и как бы защитить короля своим телом. Да, на следующем ходу плохой коник будет съеден и будет мат. Но теперь от ферзя остался только один шах.

Пример управления вышкой:

Ладья ставит под шах короля, но король может пойти на h7 или слон, стоящий на f8, может закрыть короля своим могучим телом.

Пример шаха конем:


Король может удалиться только на f8. Поля h7 и f7 забиты пешкой белых. А поле h8 переигрывает ферзь. И есть нечего на лошадях.

Пример управления епископом:


Единственная защита от этого шаха — блокировать атаку слона ладьей. Уйти в отставку с королем на g8 невозможно, так как этот дом побит ферзем.

Пример пешечного шаха:


Пешка перемещается на h7 и ставит под шах короля. Отступление возможно только на h8, так как поле f8 забито слоном белых. Но есть еще одна защита от проверки. Можно просто посадить атакующую пешку королем, так как она незащищена.

Пример другой башни управления:


При таком шахе у черных есть широкий выбор защиты. Король может уйти на поле d6, а можно защищаться своими фигурами, то есть блокировать атаку ладьи. Вы можете выйти с конем на e6 и слоном на e6, или вы можете использовать ферзя или слона на e7.

Ну и в заключение рассмотрим вариант двойной проверки:


Чтобы дважды проверить черного короля, белые просто перепрыгивают коня на f7. Следовательно, шах идет и конем, и ферзем на h7.


Единственная защита от шаха — отступление короля на g8. Да, черный ферзь может съесть белого ферзя, но шах лошади остается. Черные тоже могут съесть коня слоном, но тогда шах останется у ферзя. Есть только один выход с двойной проверкой: ход только королем.

Теперь давайте посмотрим на варианты матов.

Пример мата ферзем:


Король не может съесть ферзя, так как ее защищает ладья. Даже некуда идти.

Пример мата башни:


Мат делают черные. Король не может бежать по линии 2, так как его пробивает ладья на f2. И закрывать нечего.

Пример мата конем:


Очень красивый коврик. Такой коврик еще называют несвежим. Король пойман своими фигурами.

Пример товарища с епископом:


Епископ обращается к королю. Королю некуда идти. Дома h7 и h8 пробиты белой лошадью и башней. Ничего не поделаешь. Да, ладья на f8 и теоретически за нее можно спрятаться, но, увы, если она уйдет с места, то откроет еще один ферзевый шах на b2. Если такой ход будет сделан в реальной игре, он будет считаться невозможным. А если ход невозможен, игроку автоматически присваивается поражение.

Пример пешечного мата:


Король снова раздавлен, и пешка не может быть взята, так как ее защищает слон на d3.

Что ж, покажем вам последнюю версию прекрасного товарища:


его ставит королева. Белому королю некуда идти, потому что короли не могут стоять рядом друг с другом.

Теперь посмотрим на стойло.


Это первый пример тупика. Теперь дело за Блэком, и ему некуда идти. Пешки опирались на белые пешки, и ход короля запрещен, так как ферзь контролирует все поля.

Второй вариант стойла:


Черные ходят. Но они не могут никуда уйти. Король не может стоять рядом с другим королем, к тому же седьмая линия пробита ладьей на а7. Конь также не может покинуть свой дом, так как он будет делать шах королю с ладьи на c8.

Насколько сложно освоить игру

Изучив правила, принципы стратегии и тактики, человек понимает, что шахматы — сложная игра, но при желании в нее можно научиться играть. Чтобы улучшить его, необходимо по возможности практиковаться, совершенствовать технику игры, извлекать уроки из каждой сыгранной или проанализированной партии. Придется напрячь память, внимание, логическое мышление.

Самое главное — полюбить игру, научиться получать удовольствие от любой игры и не отчаиваться, если проиграешь.

лучше всего осваивать игру под руководством тренера. В этом случае наставник научит азам игры, поможет систематизировать полученные знания и вывести игрока на новый уровень.

 

Оцените статью
Блог о здоровом образе жизни