Социализация: Что Это Такое?

Что такое социализация?

Социализация — это адаптация человека к социальной роли в обществе. Разберем подробно, что такое социализация человека с точки зрения адаптации человека к условиям жизни.

Социализация - что это?

Личная социализация — чрезвычайно популярная тема в психологии. Социальные психологи изучают отношения между личностью и обществом. Они наблюдают, как человек приспосабливается к условиям правил, ценностей и руководящих принципов, установленных в обществе. Когда люди интегрируются в социальную структуру, они меняют себя, и сама структура меняется.

Термин «социализация» в смысле, близком к современному, в своем труде «Теория социализации» (1887) ввел американский психолог Ф. Гиддингс. Согласно теории Гиддингса, социализацию можно понимать как процесс развития и подготовки «человеческого материала» для жизни в обществе. Проблемы социализации начали активно изучать в 30-х годах прошлого века. В середине двадцатого века социализация считалась лишь междисциплинарной областью науки. Социальная психология — популярное направление в исследованиях человека сегодня.

Термин «социализация» не всегда трактуется однозначно. Например, Зигмунд Фрейд считал, что человек руководствуется своими желаниями и рефлексами. Последователи учения Фрейда склонны рассматривать социализацию исключительно как адаптацию врожденных поведенческих установок к условиям жизни в обществе.

Под социализацией понимается процесс, в котором человек, знакомясь с социальными правилами и традициями, интегрируется в общество. Социализация рассматривается как двусторонний процесс. С одной стороны, индивид усваивает определенный социальный опыт и входит в среду. С другой стороны, человек своей деятельностью влияет на социальную среду, в которую входит.

Процесс социализации зависит от многих факторов: окружающих (их возраста, интеллектуального уровня и т.д.), Личного опыта человека, особенностей «окружающей среды», образования, культуры.

Процесс социализации происходит одновременно с формированием личности. Социализация человека — важная составляющая его благополучия и нормальной жизни в обществе.

Какие социальные институты занимаются социализацией личности?

  • Семья;
  • Образовательные учреждения (детский сад, школа, университет);
  • Профессиональные и заинтересованные группы;
  • Культура;
  • Религия;
  • СМИ;
  • Правовая система государства;
  • Военное ведомство;
  • Пенитенциарная система.

Тест для закрепления материала

  1. 1 Социализация человека — это:
    • Процесс формирования определенных социальных основ с самого рождения
    • Процесс, в результате которого каждый индивид входит в общество, и от этого происходят изменения, как в самом человеке, так и в социальной группе
    • Процесс, посредством которого каждый человек изучает моральные и культурные нормы

    Следующий вопрос Вопрос 1 из 5

  2. 2Сколько фаз социализации личности существует по Эрику Эриксону?
    • Пять
    • Семь
    • Восемь

    Следующий вопрос Вопрос 2 из 5

  3. 3 Кто входит в основную группу людей на ранних этапах социализации?
    • Родственники и друзья
    • Друзья и руководящие органы
    • Школы, университеты и другие крупные компании

    Следующий вопрос Вопрос 3 из 5

  4. 4 Какие проблемы могут возникнуть у человека при вступлении в общество?
    • Незнание правил поведения
    • Трудности с адаптацией, трудности с изменением себя
    • Проблемы с адаптивностью, низкая активность

    Следующий вопрос Вопрос 4 из 5

  5. 5 На каком этапе социализации ребенок начинает понимать, что он отдельный человек?
    • На дошкольном этапе
    • Раннее детство
    • В школьные годы

Диагностика

Диагностика социализации — один из инструментов познания явления, а также метод создания условий для дальнейшего приобретения навыков социализации.

Функции диагностики социализации:

  • информативный и прогностический. Он состоит из анализа данных, показывающих уровень социализации человека. Они также являются отправной точкой для формирования условий для дальнейшей социализации;
  • оценочный и эффективный. Он заключается в оценке результатов работы, поиске эффективных способов решения социальных и педагогических проблем;
  • корректирующий и формирующий. Он заключается в предоставлении возможности одновременно выявлять недостатки и отклонения в деятельности и своевременно исправлять их для наиболее эффективной социализации.

К критериям социализации человека при диагностике явления относятся:

  1. Когнитивные компоненты (знание человеком проблем в социальной сфере, темп прогресса в социализации).
  2. Эмоционально-волевые компоненты (отношение человека к своей и чужой национальности, социуму и трудовой деятельности).
  3. Компоненты поведения (склонность к коллективизму, степень активности, вовлеченность во взаимоотношения с людьми).

Существует множество психологических тестов для разных возрастных групп, которые позволяют определить уровень социализации человека, выявить наличие травмирующих факторов в процессе его развития.

Например, тест «Уровни социализации личности», опубликованный в учебнике, разработан кандидатом философских наук Р.И. Мокшанцевым и доработан кандидатом психологических наук Т.А. Бондаренко.Социализация в психологии. Что это такое, этапы, факторы, этапы, виды, механизмы, функции

Тест позволяет оценить уровень социализации человека и выявить психологические травмы, которые могут быть перенесены во время роста. Тест включает вопросы от первого лица о внутреннем состоянии человека и его отношении к жизненным ситуациям; варианты ответа отражают согласие или несогласие человека.

Что касается оценки социализации школьников, можно отметить «Мониторинг социализации личности школьника», разработанный доктором педагогических наук М и Рожковым.

Целью мониторинга является выявление уровня социальной адаптации, активности, самостоятельности и нравственного воспитания учащихся. Суть теста — выслушать участниками 20 утверждений, для чего необходимо отметить их согласие или несогласие с утверждениями.

Виды социализации личности

Рассмотрим, какая социализация происходит на примерах наиболее распространенных типов.

1. Первичная социализация.

Первичная социализация начинается с первых минут жизни человека и длится до зрелости. Первичная социализация — основа формирования взаимоотношений человека и общества.

Разнообразие начальной социализации: обучение, игры для детей, учеба в школе и университете, получение специализации. Первоначальная социализация во многом зависит от семьи, где ребенок начинает получать первые знания обо всем, что его окружает и где этому «окружению» даются определенные оценки.

Зарубежные исследования показали, что дети, родители которых относились к ним с теплотой и пониманием, контролируя их поведение, становились любопытными, дружелюбными и обладали высоким уровнем уверенности в себе, зрелостью и самостоятельностью во взрослом возрасте.

На самом деле образование отождествляется с социализацией. Ребенок очень чутко относится к отношениям, принятым в семье. В большинстве случаев родители являются для детей образцами для подражания и учителями в области взаимоотношений между людьми. Дети учатся ценностным ориентациям, принятым их родителями. У маленького члена семьи развивается «сигнальная наследственность» — стереотипы поведения через подражание взрослым. В большинстве случаев дети следуют принятым нормам и правилам в семье, принимают семейные ценности и выражают существующие «знакомые» оценки различных событий. Обычно эти «вложенные» стереотипы очень устойчивы.

Родительское поведение определяет отношение человека к окружающей действительности. Если в семье отрицательное отношение к какому-либо социальному явлению или событию, ребенок проецирует это мнение. Например, отец мальчика настроен крайне негативно, с агрессией и осуждением представителей сексуальных меньшинств. Отец старается привить сыну максимум жестокости, воспитать его сильным и мужественным. Скорее всего, сын такого человека будет следовать вектору воспитания и будет относиться к нему так же, как и его отец. Однако в таких ситуациях бывают исключения. При определенных обстоятельствах в семьях с нетерпимостью к гомосексуальной любви дети становятся представителями сексуальных меньшинств.

Дети, сексуальные меньшинства

Психологи считают, что социализация наиболее интенсивна в детстве и юности. В этот период происходит усвоение основных ценностных ориентаций. В процессе первичной социализации дети учатся вести себя, общаться, действовать, реагировать на разные ситуации. На этом этапе у ребенка появляются стыд и чувство вины, связанные с реакциями других людей.

Первичная социализация зависит от учебного заведения и организации в нем образовательного процесса. Отношения, принятые в школе или дошкольном образовательном учреждении, становятся факторами социализации ребенка.

Если образовательная среда учитывает уровень активности ребенка и способна удовлетворить эти потребности, это способствует развитию и позитивной социализации. Если воспитатели детского сада заставят активного ребенка «успокоиться и сесть прямо», то гармоничного формирования личности не будет. Ребенок, активность которого подавляется, может развиться в социально дезадаптированную тревожную личность.

Во время первичной социализации человек включается в социальные отношения по мере развития его психики. Если ребенок лишен опыта социального взаимодействия с другими людьми, это отрицательно сказывается на формировании личности.

Если социальные навыки и умения ребенка не сформированы в необходимом объеме, то это называется социальным пренебрежением. Мы помним так называемых «детей — Маугли», которых вырастили животные. Эти дети не умели говорить, сидеть, есть за столом, одеваться, мыться. Когда они возвращаются в человеческое общество, начинается долгий процесс адаптации, дети долгое время продолжают вести себя как раньше. Чем раньше обнаружится социальная заброшенность, тем легче все изменить и вернуть человека в общество, к нормальной жизни в обществе.

2. Вторичная социализация многим известна под другим названием: ресоциализация. Что такое ресоциализация, легко понять, если понять, как образовалось это слово. Первая часть «ре» — в переводе с латинского означает «повторять, еще раз», поэтому ресоциализация — это процесс адаптации человека к новым условиям. На этом этапе происходят изменения, адаптирующие человека к новым условиям.

Ярким примером ресоциализации является эмиграция — перемещение человека в другую страну, где обычаи, обычаи, традиции, политика и экономика отличаются от того, где человек ранее проживал. Происходит ослабление связей или разрыв с прошлой жизнью. Меняются нормальные условия жизни. Человек знакомится с новыми концепциями, возникает необходимость изучить особенности нового образа жизни и интегрироваться в новое общество. Бывает, что эмигранты не могут завершить процесс социализации, и человек живет здесь с ощущением себя «иностранцем».

Детские психологи подчеркивают ресоциализацию, когда ребенок попадает в семью из детского дома. В семье все потребности и желания ребенка удовлетворяются быстро, тогда как раньше приходилось ждать своей очереди. В таких случаях ресоциализация происходит резко и не всегда гладко и безболезненно. Именно поэтому так важна психологическая подготовка родителей, которые хотят забрать ребенка из детского дома.

Вторичная социализация, когда люди переходят в другую группу, компанию, общество, является наиболее сложной. При вторичной социализации возникает множество психологических проблем, их решением занимаются специалисты.

Ресоциализация заключенных — это социальная адаптация человека после выхода из тюрьмы, основная цель которого — минимизировать негативные последствия изоляции.Ресоциализация заключенных

Большой юридический словарь называет ресоциализацию процессом повторного «привыкания» заключенного к существующей в обществе системе ценностей.

Ресоциализация заключенных — это восстановление связи «человек — общество», установление контактов и облегчение вступления в общество. Для ресоциализации задержанного необходимо изменить его психологию и мировоззрение, а также согласие общества принять это. Считается, что основным источником ресоциализации освобожденного заключенного является его семья. Поэтому риску подвергаются заключенные, отбывшие срок наказания, утратившие семью и родственные связи.

Ресоциализация осужденных по закону начинается задолго до их освобождения. В местах лишения свободы для исправления и предотвращения совершения ими повторных преступлений применяется «корректирующее воздействие»: режим, общественно полезный труд, воспитательная работа, общественное влияние, профессиональное обучение и образование. Статистика показывает, что преступники, получившие высшее образование в местах лишения свободы, в пять раз реже совершают повторные правонарушения после освобождения.

Не следует путать понятия реабилитации и ресоциализации заключенных. Реабилитация — это восстановление прав человека. Ресоциализация — это процесс адаптации человека к социальной среде. Следует различать понятия: десоциализация и ресоциализация. Десоциализация — это разрыв со старыми нормами, правилами поведения, ролями и социальными ценностями. При ресоциализации следующий этап принятия и усвоения новых норм и ценностей происходит на месте старых.

Вторичная социализация — это непрерывный процесс, в котором старые установки и модели поведения заменяются новыми. Например, вторичная профессиональная социализация происходит, когда человеку необходимо овладеть новыми навыками и умениями для осуществления профессиональной деятельности.

Социализация в зрелом возрасте формируется на основе жизненного опыта и на фоне меняющихся условий общества. Когда возникает потребность в ресоциализации (овладении новыми знаниями и навыками вместо прежних), человек в зрелом возрасте может испытать глубокий личный опыт своей профессиональной несоответствия и несоответствия. Кроме того, ресоциализация требует дополнительных затрат энергии.

3. Проактивная социализация

Проактивная социализация — это когда человек пытается изменить или скорректировать модель своего социального поведения, чтобы обеспечить себе новую роль в обществе или легко присоединиться к новой группе в обществе. В этом случае человек готовится к новому социальному положению. Или его нужно принять в социальную группу или общество, отличное от того, где он находится в данный момент. Это может быть так называемое «высшее общество» — среда, в которой согласие потребует повышения статуса и положения.

Концепция упреждающей или упреждающей социализации была впервые определена американским социологом, отцом-основателем современной социологии Робертом Кингом Мертоном. Основываясь на исследовании американских военных (1949 г.), ученый обнаружил, что обычные солдаты, которые своим отношением и поведением моделировали поведение офицеров, имели гораздо больше шансов продвинуться по службе, чем те, которые своим поведением соответствовали друг другу к частному лицу.

Студенты-медики, пытающиеся вести себя как квалифицированные врачи, люди в зрелом возрасте, готовящиеся к выходу на пенсию, рядовой сотрудник, «пробующий» кресло менеджера, готовящийся к занятию более высокой должности — все это примеры активной социализации.

Желание родителей узнать пол ребенка до рождения также можно считать проявлением активной социализации. Знание, кто родится — мальчик или девочка, — подготавливает будущих мам и пап к определенному взаимодействию с малышом.

Узнай пол ребенка

Один из методов набора сотрудников в организации — проактивная социализация. В этом случае при выборе и назначении на определенную должность учитывается план продвижения сотрудника по служебной лестнице, профессиональный и карьерный рост.

4. Организационная социализация

Многие люди имеют отношение к организационной социализации. Современная корпоративная культура подразумевает максимальное погружение сотрудников в философию, имидж и миссию компании.

Организационная социализация

Организационная социализация предполагает комфортное «вхождение» человека в организацию: его обучение стандартам деятельности, налаживание контактов, соблюдение корпоративного «духа» компании. Кроме того, в каждой компании существуют «неписаные» рабочие правила и стандарты поведения, которым необходимо следовать при исполнении своих обязанностей.

Знакомство со всеми компонентами способствует адаптации сотрудников к профессиональной среде, делает их работу более эффективной и результативной. Успех каждого сотрудника определяется не только содержанием работы, но и социальными условиями, в которых эта работа выполняется. Организационная социализация также ориентирует сотрудников на долгосрочное сотрудничество посредством формирования основ определенного корпоративного поведения, обучения и выявления индивидуальных навыков.

Существует также обратный процесс организационной социализации. Его название — индивидуализация, когда активные действия определенных сотрудников направлены на изменение корпоративной культуры компании. Обычно это происходит, когда сотрудник, занимающий высокий пост, имеет возможность влиять на социальную систему, а его действия противоречат принципам и основам компании.

Процесс организационной социализации направлен на взаимосвязь интересов человека и компании. Стабильность и эффективность организации зависят от того, насколько хорошо она способна социализировать новых и старых работников. От успешности социализации зависит то, как будет работать человек, как будет выстраиваться его взаимодействие с другими сотрудниками, насколько продуктивной будет его работа.

Идеальная социализация в организации ведет человека к успеху. И результаты в работе в этом случае будут восприняты как успехи в жизни.

5. Групповая социализация

Человеческие личности всегда формируются через взаимодействие. Это можно увидеть в групповой социализации. Человек, живущий в обществе, входит в различные социальные группы. Это групповая социализация, примеры — компания друзей, рабочий коллектив, группа студентов. В каждой группе у человека есть определенное положение и статус. В любом коллективе человек осваивает определенную роль, это важная составляющая социализации личности.

Следовательно, групповая социализация — это процесс адаптации, происходящий в определенной группе, в сообществе. В таких условиях люди активно принимают модели, нормы и стандарты поведения, принятые в этой группе. В процессе групповой социализации человек адаптируется к порядку и особенностям взаимодействия людей в группе. Члены группы развивают общие (групповые) привычки, вырабатывают определенные идентичные модели поведения и схожий этикет общения. В процессе социализации каждый член группы формирует свою ролевую функцию.

Пример групповой социализации — спортивная команда или любое сообщество, участников которого объединяет идея, одинаковый образ жизни и общие интересы.

Групповая социализация

Сложность групповой социализации заключается в том, что каждый человек так или иначе является членом различных социальных групп. И у каждой из этих групп есть свои основы и правила. Поэтому в любом обществе человека ждет дополнительная социализация.

Подросток в процессе социализации относится к нескольким группам. Ценности, которые ему прививают в школе, часто отличаются от отношения, принятого в компании его сверстников. Иногда такие разногласия приводят к внутренним конфликтам и заставляют ребенка беспокоиться о подобных «разногласиях». Но в то же время такие переживания и поиск правильного отношения ведут к саморазвитию личности.

Примером того, насколько важна роль группы в социализации индивида, является военная служба. Молодой человек, только что достигший условной зрелости, давно выдержал суровые условия военной жизни. Вместе с почетным делом приобретения навыков на службе Отечеству молодые люди иногда получают ценный жизненный опыт в сложных условиях. Служба в армии помогает многим детям с социальной адаптацией в «гражданской жизни». Молодой человек возвращается из армии значительно более сильным физически, дисциплинированным и независимым.

Когнитивистские теории

Когнитивные теории берут за основу теорию, выдвинутую Ж. Пиаже, который считал, что опыт и социальные навыки, приобретаемые на каждом этапе возраста, были обусловлены развитием когнитивных процессов. Согласно его теории, каждая фаза отмечена формированием новых навыков, которые определяют границы обучения, включая любое социальное действие.

Другой представитель этого подхода — Л. Кольберг, который выделил шесть стадий нравственного развития, которые сменяют друг друга в строгой последовательности. Переход от одной фазы к другой становится возможным благодаря развитию познавательных способностей.

Этапы социализации личности

Советский психолог Л.С. Выготский, оставивший выдающееся научное наследие, выделил следующие этапы социализации:

  • Ранний — психогенетический — это когда развиваются первые формы удовлетворения потребности.
  • Центральный — символический, образный — когда символы и звуки влияют на привычные действия.
  • Самый высокий — интеллектуальный — когда человек управляет собой и другими людьми с помощью приобретенного опыта, при этом приобретая новые навыки.

Социализация — естественный процесс, он подчиняется законам развития общества. Начальные этапы социализации человека происходят в детстве.

Этапы социализации

В зрелом возрасте люди продолжают социализироваться. Например, новое рабочее место и связанные с ним изменения в жизни. Смена работы почти всегда доставляет человеку стресс, даже если он так не думает. На новом месте нужно привыкать к условиям и людям. Если человек социализированный, то процесс адаптации и адаптации к условиям общества, с точки зрения психологии, протекает намного легче. Многое зависит от самого человека, насколько он образован. Но не менее важна организационная социализация, о которой шла речь выше.

Процесс социализации человека происходит на протяжении всей жизни. Человек меняет свои взгляды, модели поведения, адаптируется к новым условиям. Характерные критерии социализации в зрелом возрасте — стабилизация личностных качеств и адаптация своего образа жизни. В зрелости происходит переоценка прошлого. В это время человек часто начинает задумываться о смысле жизни и искать пути самореализации в обществе.

Американский психиатр Роджер Гулд считал, что социализация взрослого — это обработка и преодоление психологических установок, выработанных в детстве. Он утверждал, что главное во взрослой социализации — это преодолеть детское убеждение, что каждый должен заботиться о вас. Ученый считал, что на этапе социализации во взрослой жизни необходимо развеять «иллюзию безопасности», сформировавшуюся в детстве. В результате сформируются реалистичные ожидания, люди станут менее уязвимыми, добрее и толерантнее.

В моменты кризиса, когда стабильное развитие общества прерывается, а условия жизни людей меняются, в социализации появляется много негатива. В трудные времена в человеке «зажигаются» инстинкты самосохранения, ярче проявляется эгоизм, отчужденность и разобщенность становятся ярко выраженными.

Считается, что прогрессивные развитые личности не склонны в полной мере воспринимать возложенные на них устои. Такие люди будут пытаться сформировать свою, вне зависимости от общепринятой жизненной позиции и системы ценностей.

Один из самых известных психотерапевтов прошлого века американский ученый Милтон Эриксон рассмотрел несколько «фаз» психосоциального кризиса, которые человек переживает на протяжении всей своей жизни. Профессор определил «кризис», который переживают молодые люди в поисках сексуальной близости, как важный этап в социализации. Если молодой человек не находится в нормальных отношениях, такая ситуация часто приводит к изоляции и изоляции.

В последнее время Интернет оказал большое влияние на адаптивные социальные процессы. Интернет — важный фактор в социализации человека. Глобальная сеть предоставляет пользователям множество коммуникационных и информационных услуг. Возможности сети заставляют человека проводить много времени в виртуальном пространстве, это влияет на социализацию и поведение человека.

Социализация в Интернете

Интернет помогает в учебе и работе, дает людям возможность научиться общаться с большим количеством людей и правильно выражать свои мысли. Интернет помогает самовыражению и творчески развивает человека. В Интернете появился принципиально новый тип взаимоотношений между людьми. Однако у влияния Интернета есть и обратная сторона, связанная с социализацией человека. Люди, которые «живут» в сети, часто в реальной жизни испытывают неудовлетворенность и трудности в общении. Когда реальная жизнь начинает вытесняться виртуальным пространством, это превращается в социальную проблему.

Осознанность выбора группы


Выбор социальной группы, с которой вы взаимодействуете, не всегда зависит от вас. Мы делаем осознанный выбор, когда решаем заняться спортом, поступить в определенный университет или переехать в другой район. В этом случае мы можем подготовиться к тем нормам, которые, скорее всего, будут характерными для среды, в которой мы находимся, поскольку у нас будет время изучить проблему, обработать наши реакции и навыки социализации.

Но иногда, в силу независящих от нас обстоятельств, мы попадаем в среду, которую нельзя назвать успешной, и это особенно опасно для не полностью сформировавшихся личностей: детей и подростков.

В случае вынужденного переселения в неблагоприятный район взрослые члены семьи имеют возможность уйти как можно дальше от своих соседей, установить с ними контакт, что не предполагает принятия ими социальных стандартов поведения. Но ребенок или подросток, общаясь с одноклассниками и соседями, еще не умеет противостоять чужому авторитетному мнению и бессознательно впитывает и перенимает те нормы поведения, которые не должен включать в свой образ мира как правильный.

Такую проблему социализации личности не всегда можно решить, запретив родителям общаться с ребенком с «плохими» друзьями, но среда, в которой растет ребенок, является очень важным фактором роста и формирования его личности.

Типы социализации в психологии

Первичная социализация

это процесс, в ходе которого человек получает знания, навыки и опыт с ранних лет жизни в обществе и при взаимодействии с людьми. Он начинается при рождении и заканчивается, как правило, по достижении совершеннолетия (в России — 18 лет). С этого момента по закону человек вправе самостоятельно решать, какие действия и действия он будет совершать, будет ли его поведение социально одобрено, а также он будет нести ответственность за последствия своих решений). Значение первичной социализации для человека неоценимо, так как на ее основе человек будет строить отношения с другими людьми. Успешны они или нет, зависит от тех, кто за ними ухаживает, и от поведения, которому учится человек.

Социализация в школе
Основными социальными институтами, влияющими на личность в этот период, являются семья, детский сад и школа. В семье человек получает первоначальные представления о мире, истинные и ложные, с точки зрения родителей, убеждений и ценностей, о том, как вести себя с другими людьми. Как правило, многие полезные навыки, такие как тяжелая работа или антиобщественные убеждения, такие как гендерная дискриминация, усваиваются человеком из семейного круга.

В детском саду и школе социализация личности протекает несколько иначе, чем в семье. Здесь ребенок впервые получает знания о том, как взаимодействовать в большом коллективе, а также с людьми выше его в социальной иерархии (педагоги, учителя). В этот период происходит активное усвоение социальных ролей, психологии и правил поведения, характерных для определенного статуса в социальной группе, например изгоя, «ботаника», лидера и так далее

Ресоциализация

В ходе этого процесса человек избавляется от старых привычек, рефлексов и моделей поведения и заменяет их новыми, более эффективными и более соответствующими текущей жизненной ситуации.

Ресоциализация
Почему вы хотите пересмотреть свою жизнь? Например, человек чувствует, что его привычные убеждения и ценности завели его в тупик, мешают самореализации и достижению исполнения самых сокровенных желаний. Если человек хотел стать альпинистом и провести большую часть своей жизни, поднимаясь на вершины, и должен работать бухгалтером, то, очевидно, нет смысла мечтать о горах, когда он весь день занят списанием кредита.

Образцы мышления и поведения бухгалтеров и скалолазов радикально различаются, поэтому человеку необходимо найти среду, в которой он нуждается, чтобы, наблюдая и общаясь, с помощью имитации, он принял ценности и привычки группы людей его интересует.

Примером неудачной ресоциализации можно считать попытку перевоспитания преступников, содержащихся в местах лишения свободы. Если мы откроем Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, то увидим, что одна из целей содержания правонарушителей в тюрьмах — воспитание их в духе социальных норм, принятых в обществе. Однако эти цели редко достигаются.

Дело в том, что в колониях преступники почти все время проводят в обществе друг друга, соответственно постоянно общаются и взаимодействуют друг с другом, вместе проводят свободное время и делятся своими взглядами на жизнь, ценностями и навыками. Следовательно, само функционирование пенитенциарной системы вступает в противоречие с заявленными принципами, поскольку для перевоспитания правонарушителя необходимо либо его желание, которое обычно отсутствует, либо часто исчезает во время его пребывания в антиобщественной тюремной среде, либо его желание полная изоляция от любого антиобщественного влияния и целенаправленная работа по внедрению социально приемлемых установок.

Социализация в группе

В психологии социализация — это определение, которое подразумевает процесс принятия и усвоения правил, традиций, ритуалов определенной социальной группы в соответствии с ее иерархической структурой. Без групповой социализации формирование среди подростков субкультур, например, поклонников рока или рэпа, было бы невозможным. У взрослых это происходит в виде разлуки по профессионализму (программисты, журналисты, шахматисты) или хобби (скрапбукинг, вышивка крестиком).

Организационная социализация

Социализация на работе
Психология понимает это как процесс, состоящий из обучения знаниям и навыкам, необходимым для эффективной работы и выполнения социальной роли сотрудника организации. В ходе организационной социализации сотрудник знакомится со своими будущими коллегами, с принятыми в компании ценностями и принципами работы, правилами поведения и дресс-кодом.

Социализация по половому признаку

Компания предъявляет определенные требования к женщинам и мужчинам, которым они должны соответствовать. Таким образом, общество считает, что мальчик должен усвоить такие понятия, как мужественность, отвага, отвага, умение контролировать себя и не показывать свои эмоции, решительность. При этом девушки должны быть добрыми, заботливыми, чуткими, внимательными. Таким образом, в ходе гендерной социализации каждый человек изучает общепринятые социальные правила, которых должен придерживаться каждый мужчина и женщина, и учится им следовать.

Досрочная социализация

Эта концепция предназначена для проверки социальных ролей, норм или правил, которые необходимо соблюдать в будущем. Таким образом, человек, мечтающий сделать карьеру в крупной компании, будет стремиться перед собеседованием внимательно изучить культуру организации, принятые в ней правила поведения, ее традиции, так как это увеличивает вероятность успешного прохождения собеседования и подачи заявки для работы, а также легкая акклиматизация в новых необычных условиях. Вот что раскрывает суть, объясняет, что такое социализация, определение этого термина.

Другим типом ранней социализации может быть решение молодых людей какое-то время до брака на одной территории прожить вместе, чтобы понять, подходят ли они друг другу, смогут ли они справиться с повседневными проблемами, будет ли их семейная жизнь благоприятной счастливый.

Формы проявлений

Социализация в психологии — это процесс, в ходе которого человек воспринимает и осваивает социальный опыт в зависимости от его субъективных характеристик.

Социализация может происходить по следующим причинам:

  • личность легко адаптируется к социальным условиям;
  • человек познает ценности, установки и нормы поведения в обществе;
  • личность воспроизводит социально одобряемые модели поведения в обществе;
  • человеческая деятельность направлена ​​на морально-этическое поведение, на развитие гуманистических ценностей;
  • в жизни человек постоянно развивает свои личные качества;
  • личность отождествляется с социальными ролями;
  • развивающийся человек становится интеллектуально зрелым, приобретает способность анализировать;
  • человек несет ответственность за свои действия перед командой;
  • личность развивает самосознание и учится размышлять.

Факторы влияния

Существует несколько факторов, определяющих сущность и функции социализации личности, они объединены в две группы. Первая — это социальные сети, отражающие культуру, историю, этнические особенности общества. Во вторую группу входят индивидуальные факторы человека, определяющие его жизненный путь и местонахождение.

Социальными показателями можно считать макро-, микро- и мезофакторы, а также экологическое состояние окружающей среды, качество жизни людей, риск возникновения экстремальных ситуаций.

Макрофакторы — это естественные и социальные характеристики развития. Они включают такие показатели, как культура и статус. Степень социализации также зависит от развития страны, поскольку она влияет на территориальные границы, психологический и экономический уровень жизни, историю и политику. Культура — это система духовных ценностей. Он охватывает все сферы жизни человека: от биологической (питание, отдых, секс) до производственной и моральной.

Есть несколько мезофакторов:

  • тип поселения;
  • люди;
  • религия;
  • МАССА СРЕДНЯЯ.

Уровень социализации может зависеть от типа локации: город, поселок или село. Стабильная и исторически сложившаяся совокупность людей — этнос — имеет общий язык, религию, ценности и культуру. Религиозные факторы также формируют личность человека, мысли и чувства, от них зависят его образ жизни и моральные основы. С помощью СМИ вы можете влиять на мировоззрение человека.

Микрофакторы следует понимать как детерминанты, учитывающие обучение и образование в небольших группах — коллективах, классах, религиозных и образовательных учреждениях. Но наибольшее влияние на социализацию оказывает развитие общества и страны. В стабильное время человек ориентирован на групповые ценности, а в критические моменты — войны, экономические и политические проблемы — активируются разные личности.

В случае социального кризиса нарушаются условия жизни общества, меняется система ценностей, обостряются отношения между близкими людьми. Воздействию подвержены подростки, молодые люди и пожилые люди. Те, кто уже сформировал характер, не принимают навязанную точку зрения. У них свои ценности и основы, отличные от социальных.

 

Оцените статью
Блог о здоровом образе жизни