Социальные потребности человека: группы, разновидности и примеры, классификации психологов

Понятие

Какое это имеет отношение к социальным потребностям человека?

Социальные потребности — это желания, возникающие у человека в процессе его жизни в обществе и во взаимодействии с другими людьми.

Социальные потребности вторичны по отношению к первичным биологическим или физиологическим потребностям (еда, вода, сон, отдых), экзистенциальным (безопасность, комфорт). Первичные потребности врожденные.

Они возникают у человека вне зависимости от его присутствия в обществе. Человек не может существовать без воды, без пищи и т.д. Вторичные потребности, к которым относятся социальные потребности, возникают непосредственно в процессе жизни в обществе, то есть приобретаются.

Социальная неудовлетворенность, в отличие от биологических проблем, не может привести к смерти человека, но может значительно снизить уровень его психологического здоровья и затруднить социализацию.

Кроме того, отсутствие способности удовлетворять социальные потребности может привести к значительному снижению качества жизни человека, а это, в свою очередь, иногда приводит к ограниченным возможностям удовлетворения основных биологических, экзистенциальных потребностей.

Например, неудовлетворенная социальная потребность в работе может привести к потере чувства безопасности.

Человеческие потребности

Пирамида Маслоу
Достигнуть успеха

Чувствовать себя в безопасности
Мнение Эриха Фромма
Теория Герцберга

Эгоистичные потребности

Плывя по жизни в одной лодке…

Даже самый одинокий и нелюдимый человек рано или поздно обнаруживает, что ему нужно за чем-то обратиться к другим людям. То есть удовлетворение его потребности прямо или косвенно зависит от их действий (или бездействия) и отношения к нему.

Человеческую жизнь можно сравнить с длительным морским путешествием на одной лодке с другими пассажирами. Отсутствие координации и игнорирование потребностей соседей может иметь катастрофические последствия.

Каждый член общества, невольно или намеренно, может значительно улучшить или ухудшить материальное, физическое, психологическое или социальное положение другого человека. Осознание этого налагает обязательство отказаться от деструктивных желаний и действий, которые могут принести несчастье, боль в жизни другого человека или общества. Социальная сущность человека состоит в том, что, осознавая неприкосновенность своих прав и свобод, он неукоснительно выполняет свои обязанности по отношению к другим членам общества и живет по правилу «мои права заканчиваются там, где начинаются ваши».



Виды

Какие социальные потребности? Существует большое количество социальных потребностей человека, которые условно можно разделить на три основные группы:

  1. Для тебя. Это потребности, удовлетворение которых позволяет человеку достичь желаемого уровня развития, положения в обществе. Сюда входит стремление к саморазвитию, лидерству, профессиональному росту, власти, признанию.
  2. Для других. Этот тип потребностей отличается от предыдущего тем, что не содержит признаков корыстных устремлений. Человек хочет совершать действия, направленные на удовлетворение интересов других людей. Это потребности во взаимопомощи, помощи, альтруизме.
  3. Вместе с другими. Подобные потребности объединяют людей как равноправных членов общества.
    Человек, испытывающий эти потребности, чувствует поддержку других людей с похожими желаниями.

    Сюда входит стремление к общению, миру, порядку, дисциплине и так далее






необходимость
Типы человеческих потребностей по классификации Маслоу

Определение термина

Такое состояние души говорит о желании, которое не нашло удовлетворения, поэтому формируются дискомфорт и напряжение. Эта потребность вызвана отсутствием условий и средств для достижения поставленных целей: от базовых (прием пищи, разминка, продолжение бега) до высоких, например, самореализация. Это ощущение регулируется всем человеческим телом. Очень важно понимать свои цели, осознавать их природу, а также находить способы их достижения. В противном случае они начинают действовать на нас бессознательно.

Итак, все потребности можно разделить на:

  • Осознавая: их понимают, принимают, исправляют и сознательно превращают в цели и интересы.
  • Бессознательное не воспринимается напрямую, поэтому оно актуализируется эмоционально.

Независимо от потребностей человека, осознают он их или нет, они решаются или заменяются: так работает ментальная реакция, когда желаемое не может быть достигнуто.

Я представлю характеристики этого состояния:

  • отсутствие статического электричества;
  • нестабильность, склонность к изменениям;
  • возможность появления на месте новых, утерянных или реализованных;
  • зависимость желаний от деятельности.

Это состояние присуще каждому мужчине и каждой женщине с момента рождения. Если для ребенка, получающего только тепло, близость к матери и еда важны, то для взрослого и развитого члена общества существует более высокий уровень потребности, включая самореализацию.

Чем оно еще ценно?

Мы уже знаем, что общение — одна из социальных потребностей человека. Именно благодаря ему человек осознает другие потребности, главная из которых — получение поддержки. Ведь почувствовав, что он принадлежит к значимым людям в обществе, человек обретает уверенность в том, что его узнают. В этом случае человек полностью удовлетворен предоставленным общением и социальной поддержкой. Особенно, если они включают в себя следующие аспекты:

  • положительная эмоциональная помощь, дающая уверенность в том, что человека любят, уважают и искренне относятся к нему;
  • информационная помощь, когда у вас есть доступ ко всем необходимым данным об окружающем мире;
  • оценочная поддержка, позволяющая анализировать происходящее, узнавать мнения других, делать выводы на основании собственных суждений;
  • физическая и материальная поддержка;
  • обмен эмоциями, ведь если человека лишить общения, он не сможет поделиться своими проблемами, не получит поддержки, в результате чего может возникнуть глубокая депрессия.

именно через общение в человеке формируются такие качества, как надежность, чувство долга и твердость характера. А также человечность, отзывчивость, такт, честность, доброта. Не менее важная функция общения — формирование у человека новых интересов. Это толчок к самосовершенствованию и развитию.

отсутствие связи

Базовые социогенные потребности

Список основных социальных потребностей, которые испытывает человек, живущий в обществе:

  1. Опера. Полноправный член общества чувствует потребность в профессиональной реализации, что позволяет ему завоевывать уважение других членов общества, признание и признание, развивать свои навыки и получать материальную выгоду. Осознание потребности в работе позволяет одновременно удовлетворять разные социальные потребности: в общении, в признании, в получении материальных благ, в приближении к власти и т.д.
  2. Разработка. Полноценный человек всегда стремится к познанию. Человек может получать новые знания на протяжении всей жизни, удовлетворяя желание узнавать и понимать новое.
  3. Коммуникация. Без общества, без общения не может быть ни одного человека.
    Принудительная изоляция неизбежно приводит к деградации личности, потере социальных навыков.

    Через общение человек делится своими мыслями, обретает новый опыт, получает поддержку и т.д.

Социальная сфера. В чем суть социальных потребностей человека, откуда они берутся
Социальная сфера. В чем суть социальных потребностей человека, откуда они берутся
Социальная сфера. В чем суть социальных потребностей человека, откуда они берутся
Социальная сфера. В чем суть социальных потребностей человека, откуда они берутся
Социальная сфера. В чем суть социальных потребностей человека, откуда они берутся
Социальная сфера. В чем суть социальных потребностей человека, откуда они берутся
Социальная сфера. В чем суть социальных потребностей человека, откуда они берутся

Потребности любви и принадлежности

Это следующий уровень пирамиды Маслоу. Потребность в любви тесно связана с желанием человека избежать одиночества и быть принятым в человеческом обществе. При выполнении требований двух предыдущих уровней причины такого рода занимают доминирующее положение.

В нашем поведении почти все определяется потребностью в любви

важно, чтобы все были вовлечены в отношения, будь то семья, рабочая команда или что-то еще. Ребенку нужна любовь, а не меньшая потребность в удовлетворении физических потребностей и потребностей в безопасности

Потребность в любви особенно ярко проявляется в подростковом периоде развития человека. В этот момент именно причины, возникающие из этой потребности, становятся основными.

Социальная сфера. В чем суть социальных потребностей человека, откуда они берутся

Психологи часто заявляют, что типичное поведение проявляется в подростковом возрасте. Например, основное занятие подростка — общение со сверстниками. Характерен также поиск авторитетного взрослого, учителя и наставника. Все подростки подсознательно стремятся отличаться от всех остальных — выделиться из толпы. Отсюда и желание следовать модным тенденциям или принадлежать к какой-либо субкультуре.

Теории ученых

Потребности — одно из ключевых понятий в психологии, так как они связаны с причинами действий человека, формированием образа жизни и наличием невротических переживаний. В мире достаточно теорий о проблемах потребностей.

Обобщая имеющиеся знания, мы обозначаем характер потребности, как ее понимали разные ученые:

  • Необходимость (Рубинштейн С.Л.).
  • Вынужденная необходимость (Василенко В.А.).
  • Инструмент для осознания потребности (Леонтьев В.А).
  • Отсутствие желаемого (Магун В.С.).
  • Нарушение стабильного государства, статус-кво (Оссовский В.Л.).

Мыслители изучали природу потребности еще до фундаментальной науки.
Следовательно, индийские йоги первыми указали, что у человека есть семь чакр, каждая из которых отвечает за удовлетворение определенной потребности.
Философы Демокрит и Платон рассматривали потребности людей как главный двигатель прогресса, позволяющий сформировать привычку к работе и внятной речи.

Платон первым разделил потребности на низшие (физиологические) и высшие (духовные), считая, что последние должны умиротворять первые. Ученый считал, что возникновение государства связано с необходимостью организовать людей для разделения труда, чтобы наилучшим образом удовлетворить потребности.

В России М. Ломоносов и Н. Чернышевский занимались проблемами возникновения и реализации благ, что подтверждало взаимосвязь между познавательной деятельностью человека и его потребностями.

Но проблема потребностей стала отдельной темой в науке в начале ХХ века. Фундаментальная системная работа была впервые проведена американским ученым А. Маслоу, который изобрел пирамиду потребностей.

В его теории:

  • Все потребности делятся на 4 типа: полезные, приятные, благородные, святые.
  • Благородные «высшие» потребности удовлетворяются только после получения благ более низкого уровня.

Мы отличны от животных мыслями,

Но инстинкты в нас иногда сильнее.

И если ты последняя голодная собака

Или у вас давно не было секса

Больше ничего не приходит на ум

Более возвышенного, святого.

Как зверь на всех наскочишь,

Вы забудете принципы морали.

Я готов впасть в самые тяжкие грехи,

Побаловать себя только мясом.

Теория Маслоу является фундаментальной, но в то же время ее отдельные постулаты подвергаются сомнению. Например, как объяснить героические подвиги солдат во время войны? Голодные и замерзшие, они вступили в битву за великую духовную цель победы.
Большинство ученых сошлись во мнении, что потребность — единственный мотиватор для активной деятельности и развития общества.

Социальная сфера. В чем суть социальных потребностей человека, откуда они берутся

Классификация по Э. Фромму

Немецкий социолог Эрих Фромм предложил иную классификацию социальных потребностей:

  • связи (стремление индивида быть частью какого-либо социального сообщества, группы);
  • привязанность (дружба, любовь, желание разделить любовные чувства и получить их взамен);
  • самоутверждение (желание чувствовать себя значимым для других);
  • самосознание (желание выделиться на фоне других, почувствовать собственную индивидуальность);
  • точка отсчета (человеку нужен определенный стандарт для сравнения и оценки своих действий, который может быть религией, культурой, национальными традициями).

Признаки успешной реализации интенций

Вы можете быть уверены, что все идет хорошо, если личность имеет следующие черты:

  • гармоничное развитие;
  • взаимный контакт и понимание с природой и окружающим миром;
  • уважение, любовь к себе и к людям;
  • социализация;
  • решительный и прагматичный подход к решению проблем;
  • индивидуальность;
  • способность испытывать глубокие чувства: любовь, крепкую дружбу.

Природа социальных потребностей личности

В широком смысле социальная необходимость объясняется как форма контакта живого существа с окружающей действительностью. Для людей это стремления, характерные для всех индивидуумов, как представителей человеческой группы.

Принадлежность человека к обществу порождает эмоционально окрашенные импульсы. Когда они реализуются, происходит личностный рост. Потребности создают мотивацию для деятельности и формируют поведение, и, как только они удовлетворены, они заменяются, новые желания проявляются в действии.

Биологические потребности выражаются в необходимости поддерживать функционирование организма. У людей, как и у животных, реализация происходит в форме бессознательного инстинкта. Однако вопрос о «фундаменте», заложенном в этой концепции, остается дискуссионным в научном мире.


Социальная потребность - это то, что она есть и как она реализуется в обществе
Социальная сфера. В чем суть социальных потребностей человека, откуда они берутся

Примеры удовлетворения

Рассмотрим для примера удовлетворение человека возникающими социальными потребностями:

  1. В разработке. Группа «для меня». Ребенок с малых лет пытается познать окружающий мир. Как только ребенок приобретает первые коммуникативные навыки, он начинает интересоваться всем, что происходит вокруг него, задавая многочисленные вопросы близким людям. Приобретя навыки чтения, ребенок начинает самостоятельно извлекать информацию из книг. Знания приобретаются постоянно: в процессе общения с родителями, прогулки на улице, учебы в детском саду, просмотра мультфильмов и т.д. Впоследствии ребенок приобретает знания в школе, институте и т.д. Практические навыки в нем. В повседневной жизни, сталкиваясь с интересным делом, люди стремятся получить необходимую информацию.
    Сейчас ими движет исключительно потребность в развитии, любопытство.
  2. В общественном порядке. Группа — «вместе с другими». Человек чувствует желание жить в благополучном обществе, в котором соблюдаются нормы морали, дисциплины и правопорядка. Его стремление к такому образу жизни выражается в соблюдении существующих правовых норм, построении общения с людьми на принципах равноправия и уважения, соблюдении элементарных правил поведения (социальные потребности демонстрируют потребность человека убирать мусор, гулять собак в назначенные места, вовремя приходящих на работу, голосующих на выборах и т д).
  3. В альтруизме. В современном обществе потребности этого типа недостаточно развиты. Альтруизм предполагает отказ от собственных желаний, стремлений ради интересов других. Не все члены общества способны жертвовать собой ради других. Как правило, альтруисты — добрые, спокойные люди, искренне заинтересованные в помощи другим. Они могут удовлетворить свои потребности разными способами: организовав приют для бездомных животных, помогая пожилым людям, помогая умирающим больным в хосписах.
    Все их действия выполняются бесплатно.

Значимость

Удовлетворение социальных потребностей группой «для себя» — необходимое условие формирования полноценной личности.

Соответствие жизни человека его социальным ожиданиям гарантирует позитивную социализацию этого человека в обществе, исключает проявление в нем каких-либо форм девиантного поведения.

Человек, довольный своим уровнем развития, образованием, карьерой, друзьями и семейной жизнью, — полезный член общества.

Каждая его удовлетворенная потребность приводит к возникновению социально значимого достижения: крепкая семья с детьми — полноценная ячейка общества, карьерные достижения — успешное выполнение должностных обязанностей и т.д.

Удовлетворение потребностей «для других» и «вместе с другими» является ключом к позитивному функционированию общества.

Только позитивное взаимодействие людей друг с другом, их способность действовать сообща в общественных интересах, а не только индивидуально в личных целях, помогут создать зрелое общество.

Проблема современного общества заключается как раз в нежелании людей удовлетворять общие потребности. Каждый человек подходит к проблеме с эгоистической точки зрения: он делает только то, что ему выгодно.

В то же время безынициативность при совершении важных публичных действий приводит к беспорядкам, нарушениям закона, анархии.

В результате нарушается целостность и благополучие общества, в котором живет человек, а это сразу сказывается на качестве его жизни.

То есть его корыстные интересы по-прежнему затронуты.

Как удовлетворить социальные потребности современного человека

Девушка встречает компанию друзей

Чрезмерная тяга к самосохранению и отсутствие общения может стать основной причиной изоляции современного человека от общества. Излишняя самоуверенность, вечная нехватка времени на общение с друзьями и семьей, отсутствие общих интересов с другими людьми делают человека замкнутым. В зависимости от силы воли эти люди могут начать злоупотреблять алкоголем или табаком, бросить работу, потерять уважение и собственность и т.д.

Чтобы не допустить возникновения таких пагубных последствий, необходимо четко понимать важность общения. Необходимо развивать желание чувствовать себя принадлежащим к группе или группам людей.

Необходимо

  • Действовать. Вам не нужно сидеть сложа руки и ждать, пока ваши потребности будут удовлетворены сами по себе. Нужно искать интересное общение, заводить новых друзей, записываться на интересные тренинги, не отворачиваться от диалогов и разговоров, т.е.не замыкаться на себе, а открываться.
  • Возьми инициативу в свои руки. Позвонить и пригласить на встречу друга или знакомого несложно. Будьте вежливы и спросите, что нового у человека, с которым вы давно не разговаривали.
  • Не переусердствуйте. Совсем не обязательно показывать всем, что вы хороший, веселый, добрый и жизнерадостный человек и как приятно проводить с вами время. Расслабься и будь собой. Так общение будет естественным и легким.
  • Умею вести диалоги и беседы. Когда человек много говорит, он раздражает, когда мало — утомляет и создает дискомфорт в общении с ним. Поймите, что все должно быть в меру. Умение слушать и рассказывать свои истории, делиться опытом или советами.
  • Интересуют люди. Помните, что вы никому не будете интересны, если все ваши разговоры будут о вас, вашем бизнесе, ваших планах и вашем здоровье. Точно так же ваши собеседники хотят чувствовать себя важными. Не забывайте при общении, что вас интересуют чужие дела, и тогда с вами всегда будет приятно поговорить.
  • Ищите что-нибудь новенькое. Не бойтесь новых знакомств и увлечений. Не защищайте себя от возможностей, которые встречаются на вашем пути. Постоянно расширяя круг интересов, круг общения будет расширяться автоматически.
  • Предлагайте встречи. Не ждите, пока кто-нибудь пригласит вас на встречу. Периодически проявляйте инициативу. Это могут быть как соседи по работе, так и соседи, или просто знакомый, у которого с вами общие интересы. Благо сегодня организовано огромное количество презентаций, мастер-классов, тематических выставок и т.д. Они дают возможность с пользой провести свободное время, сблизить людей с общими интересами.

группа друзей веселится

В чем ее суть

Следовательно, потребность в безопасности также относится к социальным потребностям. Ведь почти каждый думает о будущем, анализирует настоящее и заранее предвидит события, чтобы сохранять спокойствие и уверенность в завтрашнем дне. Именно из-за этой потребности человека привлекают стабильность и постоянство. Он воспринимает распорядок дня и повседневную жизнь лучше, чем спонтанные изменения и неожиданности, потому что его спокойствие и чувство защищенности нарушаются. Следовательно, потребность в безопасности относится к социальным потребностям человека.

Для большинства людей это очень важно в жизни. Потому что он сильно влияет на поведение, нрав, чувства и благополучие. Это означает:

  1. Главное — физическая безопасность (ситуация в обществе, несовершенство правовой сферы, неподготовленность к стихийным бедствиям, плохая экология).
  2. Вторичная — социальная незащищенность в сфере здравоохранения и образования.

Эта потребность не всегда действует как активная сила. Он преобладает только в ситуациях с критическим уровнем опасности, когда необходимо мобилизовать все силы для борьбы со злом. Например, во время боевых действий, стихийных бедствий, серьезных заболеваний, экономических кризисов, то есть при любых обстоятельствах, угрожающих неблагоприятным условиям. Вперед, продолжать. Социальные потребности человека также включают потребность в общении.

Социальная сфера. В чем суть социальных потребностей человека, откуда они берутся

Почему духовные потребности тяжелее удовлетворить

Духовные потребности создает сам человек, удовлетворить их сложно, так как необходимо сначала осознать остальные потребности. Например, чтобы получить знания, вам нужно найти источники (литературу, веб-сайт), изучить и изложить материал. Еще одно препятствие — найти занятия, которые вам нравятся. Работа должна приносить не материальную, а духовную радость.

Тип жизнедеятельности людей зависит от духовных потребностей. Материальные потребности не остановят развитие сильных духовных натур. Примитивность, грубость, мнимая многозадачность вытесняются более утонченными и тонкими вещами. Этот принцип лежит в основе человеческого прогресса. Нужно помнить о душе и постоянно стремиться к достижению новых высот.

Можно ли управлять своими потребностями

Потребности должны быть удовлетворены, но они не должны определять волю человека. Кроме того, не все потребности полезны, разумны, действительно необходимы. Есть так называемые мнимые потребности, которые человеку не нужны, но они не осознаются.

Пример. Алина хотела покрасить волосы в зеленый цвет. Родители давно не соглашались на такой эксперимент. Тогда девушка сама купила краску и втайне от родственников красила волосы. Когда Алина пришла в школу, мальчики и девочки начали смеяться над ней, называя ее русалкой, болотным чудовищем. Алина ожидала ответной реакции, ей казалось, что в моде зеленый цвет, что она станет популярной благодаря такой смене имиджа.

В лучшем случае воображаемые потребности не приносят пользы, в худшем — вредят здоровью, жизни и благополучию.

это интересно! По статистике, количество алкоголиков в мире с каждым годом увеличивается. По оценкам ученых, к 2050 году каждый 20 человек на планете будет алкоголиком. Зависимость наносит непоправимый урон здоровью и психике, но люди не могут отказаться от навязываемой им потребности.

Чтобы узнать, как управлять своими потребностями, вам необходимо:

  1. Имея цель в жизни. Решительный человек не будет отвлекаться на глупость, он предпочтет полезные вещи вредным;
  2. Обогатите внутренний мир. Человек с множеством интересов, развитыми способностями, талантами меньше внимания уделяет удовлетворению материальных потребностей;
  3. Шоу будет. Когда возникает соблазн злоупотребить чем-либо, подумайте о последствиях.

Социальная сфера. В чем суть социальных потребностей человека, откуда они берутся
Таким образом, человек будет овладевать своими чувствами, потребностями, управлять ими, осознанно принимать решения.

↑ Пирамида потребностей А. Маслоу

Из множества различных классификаций потребностей наиболее популярной является иерархическая пирамида (иерархия — расположение элементов от низшего к высшему) психолога Абрахама Маслоу.
Пирамида потребностей Маслоу

ОСНОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ (INNATI

Первые два шага являются первичными или врожденными, поскольку, если эти потребности не будут удовлетворены, человек не сможет заниматься другими видами деятельности, и все его стремления будут направлены на реализацию этих потребностей. Например, если он голоден, все его мысли, желания и действия будут связаны с едой. От этого зависит жизнь человека. Эти потребности включают физиологические и экзистенциальные потребности.

Физиологические потребности необходимы для выживания. К ним относятся потребности в пище, воде, дыхании, убежище, отдыхе и размножении.

Жизненные потребности включают потребность в безопасности и уверенности в будущем, в том числе потребность в защите от физических и психологических опасностей внешнего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.
ВТОРИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ (ПРИОБРЕТАЕТСЯ

Все остальные потребности А. Маслоу определены как вторичные или приобретенные.

Социальные потребности или потребности принадлежности и любви, социальных отношений, привязанности, заботы о другом человеке и внимания к себе, участие в совместной деятельности.

Престижность или, другими словами, потребность в самооценке, оценке или уважении со стороны других людей, признание, достижение успеха и высокой оценки, карьерный рост.

Престиж — это мера признания обществом достоинств человека.

Каждый человек в большей или меньшей степени нуждается в соревновании, стремлении выделиться, быть лучше всех и уважении со стороны других. Поэтому стремление достичь более высокого положения в обществе, поступить на престижные и популярные факультеты, сделать карьеру, добиться процветания — и есть престижные требования.

Следующие три типа потребностей (когнитивные, эстетические и духовные) являются устремлениями «души» и считаются высшими человеческими потребностями.

Познавательные потребности — это изучение окружающего мира, реальности, получение новых знаний, впечатлений, стремление к целенаправленной творческой деятельности. Их также называют когнитивными потребностями.

Эстетические потребности — это духовное стремление человека к гармонии и красоте, искусству и творчеству. Благодаря этим потребностям в мире есть театры, выставки, музеи, художественные галереи, балет, музыка и танцы.

На верхнем уровне находятся духовные потребности или потребность реализовать свой потенциал и рост как личности (личностное развитие, личностное совершенствование).

Осознавая свои потребности, человек строит свою жизнь в соответствии с ними.

Потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение
человека до того, как потребности более высоких уровней начнут влиять на мотивацию. В любой момент человек будет стремиться удовлетворить самую важную или сильную для него потребность. Прежде чем потребность в следующем уровне станет самым мощным детерминантом человеческого поведения, потребность в более низком уровне должна быть удовлетворена.

«Когда удовлетворяются самые важные и приоритетные потребности, возникают потребности, которые следуют за ними в иерархии и требуют удовлетворения. Когда эти потребности удовлетворяются, мы переходим на следующую ступень лестницы факторов, определяющих человеческое поведение ». Психологи К. Холл и Дж. Линдси

Если базовые потребности не удовлетворяются, они заменяются псевдопотребностями, например, потребностью в предметах роскоши, алкоголе, азартных играх и т.д.

Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть полностью удовлетворены, а во-вторых, потребности не должны противоречить моральным нормам общества.

Разумные потребности — это потребности, которые помогают развить в человеке его истинно человеческие качества: поиск истины, красоты, знаний, стремление приносить людям добро и т.д.

Мнимые потребности искусственно создаются человеком, без реализации которых можно обойтись (например, курение).

Поскольку с развитием человека как личности его потенциал расширяется, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Следовательно, процесс мотивации поведения потребностями бесконечен.

Голодный человек сначала будет искать пищу и только после еды попытается построить убежище. Живя в комфорте и безопасности, человека сначала подталкивает к активности потребность в социальных контактах, а затем он начинает активно стремиться к уважению окружающих. Только после того, как человек почувствует внутреннее удовлетворение и уважение окружающих, его важнейшие потребности начнут расти в соответствии с его потенциальными способностями. Но если ситуация кардинально изменится, то самые важные потребности могут резко измениться.
Потребности лежат в основе возникновения интересов и наклонностей.

Характеристика общественных и индивидуальных потребностей.

Социальные потребности — это потребности большинства людей. Все члены любого общества так или иначе вовлечены в процесс реализации социальных потребностей в результате общественного воспроизводства. В этом случае субъекты хозяйствования могут выступать в следующих ролях:

— как владельцы различных ресурсов (работа, в том числе такая специфическая, как способность заниматься предпринимательской деятельностью; все виды средств производства; денежные ресурсы);

— как потребители различных результатов общественного воспроизводства (в зависимости от функциональной направленности этих результатов потребители делятся на потребителей средств производства и потребителей товаров народного потребления);

— как непосредственные участники процесса общественного производства и, следовательно, создатели продукта — результата общественного воспроизводства;

Общество состоит из индивидов со своими биологическими характеристиками: состоянием здоровья, особенностями физиологических процессов в организме, различиями в строении и функционировании нервной системы, определяющими природные наклонности человека. На основе природных задатков формируются навыки, которых человек достигает в своей жизни. На формирование потребностей человека влияют как его индивидуальные природные особенности, так и влияние социальной среды.

Характеристики социальных и культурных потребностей.

Важной особенностью культурных потребностей является их дуализм. Это проявляется в том, что, с одной стороны, культурная потребность удовлетворяет личные интересы знакомства с художественными ценностями, знаниями или создания определенных образцов культуры. Но этим процесс удовлетворения культурной потребности не ограничивается.

Другой стороной культурной потребности является ее объективно активная сущность. Потребность в художественном творчестве может быть удовлетворена, если оно нашло формы оценочного воплощения и было воспринято не только человеком (педагог, актер, участник-любитель), но и массовым потребителем художественных ценностей (читатель, зритель, аудитория). Принимая во внимание эти характеристики, можно дифференцировать потребности художественного творчества с точки зрения практической реализации. А это, в свою очередь, позволяет целенаправленно формировать потребности художественного творчества с учетом их обратной связи, по-разному проявляющейся в каждой конкретной культурно-исторической ситуации.

Историческая эволюция сервисной деятельности.

В доиндустриальном обществе (рабство, феодальные формации и ранние стадии капиталистического развития) промышленность либо еще не возникла, либо в ней занято гораздо меньше людей, чем в сельском хозяйстве. Перепись населения, проведенная в Великобритании в 1851 году, показала, что наиболее распространенными занятиями в стране были сельское хозяйство и домашние рабочие. Он был слугой, занимавшим ведущее положение в сфере обслуживания.

В промышленной сфере, например, в зрелом капиталистическом и социалистическом обществе, развитие промышленности привело к резкому сокращению количества домашних работников. Основная задача экономики в эту эпоху — массовое производство товаров.

Развитие сферы услуг в индустриальном обществе происходило одновременно по двум направлениям.

Во-первых, на женщину передается скрытая роль слуги в доме.

Во-вторых, многие услуги, которые ранее выполнялись на дому (например, в крестьянской семье), передаются малому бизнесу и независимым частным предпринимателям. Разработаны многофункциональные устройства для облегчения работы по дому (стиральные машины, пылесосы, кухонные комбайны и т.д.), Созданы предприятия по их ремонту и обслуживанию.

Характеристики услуги как продукта.

В последнее столетие само понятие товара претерпело значительные изменения. Как экономическая категория в современном понимании продукт — это ϶ᴛᴏ все, что необходимо предложить на рынке для удовлетворения желаний или потребностей. Товары — это материальные объекты, услуги, впечатления, события, изображения, люди, места, объекты собственности.

Потребителю нужна не зубная паста, а здоровые зубы и свежее дыхание. Женщина не покупает крем для лица, а увлажняет кожу; находясь в салоне красоты, она только на первый взгляд делает стрижку и красит волосы, а на самом деле обретает красоту, молодость и уверенность в себе.

Суть такого продукта, как мотоцикл, — это скорость и свобода. Суть йогурта — это удовольствие и польза. Суть пищевого оборудования не в технических характеристиках, габаритах и ​​весе — это стабильный пищевой бизнес. Ну, они покупают мыло для чистки. Другими словами, в каждом из перечисленных случаев потребитель получает то, что было его потребностью, потребностью, различая продукт по комплексу материальных и нематериальных свойств, включая упаковку, цвет, цену, престиж производителя или продавца. Для потребителя важно не предложение, а его субъективное восприятие.

Описание видов услуг.

1) производство — инжиниринг, аренда, обслуживание и ремонт оборудования;

2) дистрибуция — торговля, транспорт, связь;

3) профессиональные — банковское дело, страхование, финансы, консультации, реклама;

4) потребительские — так называемые массовые услуги, связанные с домом и отдыхом;

5) аудитория — телевидение, радио, образование, культура.

Характеристики материальных и нематериальных услуг.

Материальные услуги: услуги по сопровождению производственного процесса, доставке готовой продукции потребителю: транспортировка, закупка, хранение и т.д.

Нематериальные услуги — услуги, не относящиеся к товару в его материальной форме. Стоимость трудозатрат по реализации нематериальных услуг не входит в стоимость товаров: здравоохранение, образование, консалтинговые и банковские услуги и т.д.

Услуги чистые и смешанные, их характеристики.

Чистая услуга — это единственная деятельность ее производителя (специализированное производство услуг). Смешанное обслуживание сопровождает товарные запасы, что упрощает обращение с ними и делает их более привлекательными для потребителя. Это, например, сопровождение покупки и продажи товаров, предпродажного и послепродажного обслуживания.

Понятие идеального и материального обслуживания.

Физические услуги — это группа услуг, которые сторонние компании предоставляют производителю продукта для вывода произведенного продукта на рынок. Примеры физических услуг включают упаковку продукта, доставку заказа потребителю, аренду помещения, найма агентов для успешных продаж и т.д.

Идеальный сервис — это абстрактная теоретическая модель определенного вида сервисной деятельности. В него входят правила обслуживания населения, стандарты качества, технологии оказания услуг.

Результат

Человеческая деятельность вызвана социальными потребностями? Потребности — источник активности личности, мотивация к ее деятельности.

Любое действие человек совершает исключительно из желания добиться определенного результата. Этот результат — удовлетворение потребности.

Действия человека могут напрямую способствовать исполнению желания. Например: когда возникает потребность в общении, подросток выходит из дома на улице с друзьями, сидящими во дворе, и вступает с ними в диалог.

В противном случае активность проявляется в выполнении определенных действий, которые впоследствии приведут к удовлетворению общественных потребностей. Например, стремление к власти может быть достигнуто за счет целенаправленной деятельности в профессиональной сфере.

В то же время люди не всегда принимают меры для удовлетворения своих потребностей.

В отличие от биологических потребностей, которые нельзя игнорировать (жажда, голод и т.д.), Человек может оставлять социальные потребности неудовлетворенными.

Причины: лень, безынициативность, отсутствие мотивации, отсутствие обязательств, страх и т.д.

Например, человек может иметь сильную потребность в общении и при этом постоянно сидеть дома один, не иметь друзей. Причиной такого поведения может быть сильная незащищенность, внутренние психологические конфликты.

В результате человек не будет предпринимать никаких действий, которые он мог бы предпринять для достижения желаемого результата.

Отсутствие необходимой активности приведет к невозможности исполнения имеющихся желаний, низкому качеству жизни, но при этом не будет угрозы для жизни.

Источники

  • https://brain-master.ru/terminy/soc-potrebnosti.html
  • https://BusinessMan.ru/k-sotsialnyim-potrebnostyam-otnosyatsya-spisok-osobennosti-i-opisanie-potrebnostey.html
  • https://mir-logiki.ru/socialnye-potrebnosti-celoveka/
  • https://tmfdv.ru/otkloneniya-i-patologii/potrebnosti-v-i-socialnom-poryadke-2.html
  • https://palata6.su/slovar/socialnye-potrebnosti.html
  • https://WuMojeteVse.ru/bolezni-i-otkloneniya/potrebnosti-v-i-socialnom-poryadke-2.html
  • https://sportmaster-bonus.ru/lichnost/chto-otnositsya-k-socialnym-potrebnostyam.html
  • https://socialtutors.ru/egeobsch/chelovekiobshestvoege/168-potrebnosti-cheloveka-biologicheskie-socialnye-duhovnye-interesy-cheloveka.html

Оцените статью
Блог о здоровом образе жизни